«Региональный экспертный центр»
Общество с ограниченной ответственностью
Юридический адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 28а
Телефон/факс: (8442) 500960; 333917, E-mail:
rec@rec-expert.ru
Услуги для бизнеса
 
НОВОСТИ РЭЦ
ГлавнаяНовостиИнтервью первого замминистра Сергея Вельмяйкина для "Главной Книги" о необходимости СОУТ и на новых аналогичных рабочих местах.

Интервью первого замминистра Сергея Вельмяйкина для "Главной Книги" о необходимости СОУТ и на новых аналогичных рабочих местах.

Версия для печати
17 марта 2014г.

- Сергей Федорович, зачем была введена спецоценка вместо аттестации? И в чем разница между ними?


С.Ф. Вельмяйкин: Сразу скажу: революции не произошло. В основе процедуры аттестации рабочих мест тоже лежала оценка условий труда. Вообще институту оценки условий труда в этом году будет уже 28 лет, впервые она проводилась в 1986 г. на ВАЗе в качестве эксперимента.


Изменив название, отказавшись от слова «аттестация», мы постарались избавиться от тех вещей, которые себя не оправдали. В порядке проведения аттестации рабочих мест было прописано, что каждое рабочее место должно быть обязательно аттестовано. На практике это оказалось невыполнимым. Из 48 млн рабочих мест в стране за все эти годы было аттестовано чуть более 6 млн.Закон о спецоценке мы готовили совместно с представителями и профсоюзов, и работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полномасштабной оценки абсолютно всех рабочих мест. А работодатели хотели, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.

 

Думаю, нам удалось соблюсти баланс интересов сторон социального партнерства. Мы исходили из того, что полномасштабная оценка условий труда должна проводиться только в отношении действительно вредных рабочих мест. Это в основном рабочие места тех, чьи профессии перечислены в советских Списках: шахтеров, металлургов, железнодорожников. Таких рабочих мест как раз около 6,5 млн. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть упрощенной и менее затратной.

- Как будет проходить для работодателей переход с аттестации на спецоценку? Будут ли действительны результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 г.?

 
С.Ф. Вельмяйкин: Да, итоги аттестации рабочих мест с некоторыми изъятиями будут действительны в течение 5 лет после ее проведения.


- А если организация начала процедуру аттестации рабочих мест в конце 2013 г., но до нового года не успела ее закончить? Ведь Закон о спецоценке был принят в конце декабря прошлого года, а уже с 1 января вступил в силу.

 

С.Ф. Вельмяйкин: Завершить процедуру аттестации рабочих мест и утвердить ее итоги необходимо было не позднее 31 декабря 2013 г. Если организация не успела это сделать, ей придется изменить либо перезаключить договор и провести именно спецоценку.

 

О введении с нового года спецоценки было известно заранее. Еще в апреле 2013 г. мы объявили об этом на конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда. А затем в течение 2013 г. неоднократно обсуждали на самых разных общественных площадках. Согласитесь, заключать в конце года договор на проведение аттестации рабочих мест, зная о предстоящих изменениях, — это как минимум безответственно.


- Как будет проводиться спецоценка условий труда на аналогичных рабочих местах?

 

С.Ф. Вельмяйкин: Критерии признания рабочих мест аналогичными прописаны в Законе. И если это офисные рабочие места, там должны быть не только одинаковые компьютеры, но и одинаковые системы освещения, отопления и вентиляции, а работники на таких рабочих местах должны выполнять одинаковую работу.

 

Проводить спецоценку условий труда на аналогичных рабочих местах можно, как и раньше, в отношении 20% от их общего количества (но не меньше чем на двух таких рабочих местах).

 

- При создании нового рабочего места надо ли проводить в отношении него спецоценку условий труда, если оно аналогично тем, где уже была проведена спецоценка?

 

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель обязан провести спецоценку условий труда на таком рабочем месте в течение 6 месяцев после его создания. Признать его аналогичным уже существующим рабочим местам автоматически нельзя.

- Как изменились требования к оценивающим организациям по сравнению с требованиями к аттестующим организациям?

 

С.Ф. Вельмяйкин: Они стали более строгими. Оценивающей организации нужно иметь собственную лабораторию. Эта лаборатория должна быть оснащена оборудованием, способным измерять все предусмотренные законом производственные факторы, за исключением четырех — очень редких и крайне дорогих в измерении.

 

В штате организации должно состоять как минимум пять специалистов-экспертов, имеющих сертификаты Министерства труда и социальной защиты РФ. Сертификат каждому из экспертов необходимо получить лично. Это делает его профессионально независимым: поскольку сертификат оформлен на него самого, а не на организацию, ему проще сменить работодателя.

 

Но одновременно это накладывает на эксперта и большую ответственность. Эксперт лично отвечает за результаты своей работы и в случае нарушений может быть дисквалифицирован.

- Как оформляются результаты спецоценки? С какого момента они вступают в силу?

 

С.Ф. Вельмяйкин: По завершении спецоценки эксперт готовит отчет и представляет его на рассмотрение комиссии. Все члены комиссии должны его изучить и подписать. С того дня, когда результаты спецоценки утверждены председателем комиссии, они вступают в силу.


Именно с этой даты возникают, изменяются или прекращаются обязательства перед работниками в связи с их работой во вредных условиях. С этого же дня работодатель рассчитывает взносы в Пенсионный фонд по новым тарифам (вместо тех тарифов, по которым он платил взносы до спецоценки).

 

С полной редакцией интервью Вы можете ознакомиться на сайте Министерства Труда http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/133